NB: описанное ниже относится ко всем богам, включая фантастические и авторские миры (за исключением Анкарни, это отдельная история), а также богов уровня Создателя, полубогов и прочих носителей статуса «бог».
1. Название расы.
За свою силу и знанию были названы людьми (и не только людьми) богами. Себя также и называют.
2. Длительность жизни.
Точно неизвестно. Однако, богов, по всей видимости, природа не сделала бессмертными – многим из них приходиться поддерживать вечную молодость при помощи особых яблок или жидкой (твёрдой) амброзии. Благодаря оным субстанциями могут вечно поддерживать жизнь, за исключением случаев насильственной смерти.
Боги из других миров так же не бывают бессмертными, хотя могут обходиться и без продления молодости.
Боги высшего уровня, вроде Создателя, является практически полностью бессмертными и срок их жизни можно измерять триллионами лет. А то и больше.
3. Родной мир и место проживания.
Весь Асгард (каждый пантеон, как правило, живёт только в своём подмире). Некоторые особо двинутые живут на Земле, хотя это, как правило, те боги, что смогли сохранить веру людей.
Остальные живут вне Асгарда, в других мирах, планетах и вселенных. Там имеют собственное пристанище.
4. Классификация, характерные черты, внешние отличия, физические способности.
Во-первых, боги, как и ангелы, внешне очень похожи на людей. Однако только в одной ипостаси. Как и ангелы с демонами, все боги имеют вторую форму. В принципе, можно разделить дополнительные облики на несколько разновидностей:
Большинство богов внешне представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
Животный (или полу-животный). Тут всё понятно – обладающие животным обликом боги могут превращаться, собственно, в животных (не стоит путать с теми случаями, когда небожители просто меняют облик – это другой дело) частично или полностью. Какое животное будет зависит от воли Создателя, но зверь может быть только один.
Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём.
Энергетический. Божественная энергетическая форма сродни ангельской – тоже сияние, такая же возможность выжить смертным глаза.
Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед.
Человекоподобный. В данном случае боги походят на людей, но в тоже время сильно отличаются (самый яркий пример – боги индуизма, которые походят на людей, но имеют, к примеру, синюю кожу и восемь рук), либо отличаются только чем-то одним (например, некоторые имеют крылья).
Выходящий за грань понимания. Собственное, этот облик понять нельзя практически никому – божественный образ просто не поддаётся взору, а порой сводит с ума или вызывает просветление.
Кроме того, боги и в человеческой форме могут выглядеть странно: цвет волос, глаз, рост и тому подобное. А также древние божества имеют привычку даже в человеческом мире одеваться в одежду своего народа и эпохи.
Огромная физическая сила, скорость, ловкость и выносливость – это понятно.
Что знает каждый – все боги делятся по пантеонам той или иной страны/региона. Деление это не так уж условно – все боги выглядят как представители национальности своего народа, обладают теми же обычаями и привычками. Сколько пантеонов точно не скажешь, хотя заявить о нескольких десятках будет вполне разумно. Но стоит учитывать, что это – только в Асгарде. В других мирах богов могут быть тысячи, а то и миллионы.
Из существующих рас божества могут иметь потомство с людьми, эльфами всех разновидностей (однако светлый бог не может иметь детей с тёмным эльфом, и наоборот), элементалями, ангелами и демонами (если, опять же, тип энергии совпадает) .
Все боги делятся по сферам влияния (портфолио) и по расе последователей. Со вторым всё понятно – есть боги людские, эльфийские, гоблинские, драконские и так далее. Так как люди — самая многочисленная раса, то их боги имеют наибольший вес хотя бы в силу численности паствы.
Словом “портфолио” называется сфера деятельности божества. Понятно, что основных сфер не так уж и много — война, торговля, удача, знания, магия, лечение... — в целом, десятка два. А богов-то — сотни! Чем же они занимаются в таком количестве и как делят сферы? Начнем с того, что главный голос здесь принадлежит Демиургу— богу над богами. Общие правила распределения таковы: одному богу, если он обладает достаточно серьезным статусом, может достаться больше одного портфолио, но несколько богов одного пантеона не могут разделять одно портфолио между собой.
Но, кроме того, богов можно разделить и по силе: полубоги, низшие, младшие, средние, высшие и высочайшие.
Полубоги – дети небожителей и смертных. Они, чаще всего долгожители (до семи сотен лет), лучше развиваются магически (но только по отношению к родному виду магии божественного родителя), имеют высокие физические показатели. Полубоги не имеют последователей, но могут стать богами после смерти.
С низшими всё понятно: тут и культ мелкий, верующих немного, да и силы ограничены. Но низшие умеют священников и последователей, которым могут раздавать заклинания.
Следующая ступень — Младшие боги. Здесь уже целая религия, сил немало. Да и куда деваться, когда тысяч двадцать народу жаждут именно от тебя красивого, доброго и вечного? Приходится вертеться, систему ритуалов для священников разрабатывать и всякие божественные вмешательства организовывать.
Средние – вот это уже серьёзно. Здесь могущества гораздо больше, поклонников сотни тысяч, да и обязанностей достаточно. Как правило, это дети-боги высших божеств, их ближайшие родственники, которым места выше нету и практически все старшие боги, то есть те, кто древнее даже высших (ибо эти «старики» не любят грызню за власть и им хватает места посередине).
Со Старшими богами все знакомы – это лидеры пантеонов, управляющие целыми (под)мирами и являющие собой практически самых могущественных среди прочих небожителей, кто ещё даёт о себе знать. Однако Старшим богами необязательно быть сильнее всех средних, высшими обычно становится в силу каких-то заслуг и обстоятельств. Но зато им миллионы поклоняются.
И вот, те самые Высочайшие Боги – самые сильные небожители. Такие сущности — сверхбожества и демиурги — находятся вне понимания смертных, не нуждаются в почитателях, не даруют заклинаний и не отвечают на молитвы. Тут уже никаких обязанностей – только права. Божества этого уровня бессмертны и всемогущи, так что много Высочайших в одном мире не уживается (даже в нашей вселенной такой один – Создатель). Они являются хранителями магии в своих Вселенных. Боги этого уровня могут делать всё, что только вздумается: менять статус другого божества (или полубога), воскрешать десятки людей (по-настоящему, а не зомби), изменять реальность и создавать новые миры, а то и других богов. Да и поклонников уже миллиарды. Правда, именно эти сверхбоги более всего привязаны к созданным Вселенным. Они питаются от нее и питают ее, поэтому уйти из нее не могут.
5. Магические способности.
...небесные существа, божества, которые управляют различными силами природы, такими как огонь, воздух, ветер и др. и являются слугами Единого Всевышнего Бога. Некоторые дэвы занимают более важное положение — они управляют сложными космическими процессами и играют ключевую роль в творении и поддержании жизни во Вселенной, как, например, Брахма.
- Светлая и тёмная магия – не редкое явление среди богов. Как правило, именно светлость/тёмность магии и определяет статус божества как светлого или тёмного. Боги Асгарда, за редким исключением, не выходят дальше 400 уровня.
- Управление стихийной магией, природными явлениями. Это по умолчанию – практически все боги способны повелевать элементами. Правда, тут есть своё ограничение: практика и изучение древних материалов показывают, что бог, как правило, управляется с одной стихией. Но есть плюсы, ведь в стихии, которую выбрал небожитель, он(а) будет куда могущественнее даже самого сильного стихийного мага. Боги Асгарда не способны выходить выше 400-ого уровня, за редким исключением.
- Словесная магия. Сюда входят заговоры, заклинания не поддающиеся классификации и прочие разновидности волшебства. Словесная магия бывает древнеегипетской, греческой (римской), санскрической, древнегерманской и много ещё какой, тут обычно идёт разделение по пантеонам.
- Конструирования появляется редко, только у избранных.
- Есть предметная магия, но развита только у богов-кузнецов.
- Бессмертие. Теоритически, боги могут жить вечно, хотя выше уже говорилось, что некоторым приходиться поддерживать свою молодость. А вот как убить бога – это уже другой вопрос. Для асгардцем, например, хватает ангельского меча (для старших – архангельского орудия или самого старшего ангела), против богов других миров могут помочь артефакты той вселенной. А вот против Тех, кто даже выше старших богов уже ничего не поможет.
- Регенерация. Это понятно – бог может отрастить любую часть тела или орган.
- Некромантия. Светлая или тёмная – зависит от статуса самого божества. В случае светлой, то действие схоже с ангельской некромантией (бог подпитывает мертвеца, но не оживляет его), а в случае тёмной – классические гнилые трупы, жаждущие мозгов. Так же – создание нечисти
- Искривление реальности/Пространственная магия. Телепортацией владеют все, остальные уровни подвластны только верховным и самым древним божествам.
- Ментальная магия (щиты, связь телепатическая с себе подобными, ментальные удары, возможность явиться в сон человека, манипуляции с памятью на среднем уровне: могут подчистить память, внушить ложные воспоминания, но не слишком широко расходящиеся с реальностью, сводить людей с ума, заставлять смертных делать что-либо. Кроме того, некоторые боги могут контролировать животных и насекомых).
- Изменение формы (переход в истинную форму, смена облика на (не своей) человеческий или животный, либо какой-то другой). Так же - магия трансформации.
- Эмпатия.
- Одержимость. В случае разрушения естественное физической оболочки или своей личной надобности, боги могут захватывать человеческие тела. Время одержимости не ограничено, но бога из тела могут изгнать. В тела сверхъестественных существ вселяются с трудом.
- Перемещение между мирами. Стоит учесть, что если бог (низший, средний, высший) тратит на телепортацию не мало сил, да и если попадёт в мир, решённый магии или его (бога) последователей, то потеряет множества способностей. Это не относится к Высочайших богам (хотя в не-магических мирах они также теряет большое количество сил).
Примечание: Большинству богов требуется вера смертных (желательно – людей), некоторым даже требуются кровавые жертвы и поклонение в буквальном смысле слова. Однако есть и такие экземпляры, способные иметь немалое количество силы даже без верующих. Судя по всему, это зависит от происхождения и изначальной силы бога.
Примечание два: боги привязаны к родной Вселенной. Боги высшего уровня привязаны сильнее, а Младшие боги могут путешествовать и даже становиться богами в других. Если, разумеется, смогут потеснить местных богов, что случается очень редко, только если Младший бог сумел стать богом вне категорий. На данный момент существует только один такой бог, именуемый в мирах Разрушителем, и враждовать с ним опасаются даже демиурги.
6. Особенности поведения. Мировоззрение. Религия.
В первую очередь хочется отметить, что боги – это не ангелы и не демоны. Они не могут быть полностью фригидны, так и подвержены лишь тёмным эмоциям, ибо им, как и людям, доступен весь спектр эмоций – от всепоглощающей радости до ничем неутолимой грусти. Кроме того, как бы не был юн бог по небесным меркам, не стоит превращать, скажем, богиню в капризную школьницу. Всё-таки многотысячелетний опыт есть, да не малый.
У божеств нет какого-то определённого поведения, каждый бессмертный уникален. Однако, стоит отметить, что у всех богов развито чувство территориальности – они очень не любят, когда лезут на их местность или в их религию.
Нередко боги не прочь повоевать, но делают это исключительно на землях смертных. Хотя многие средние и высочайшие божества редко (а то и никогда) высказывают своё мнение относительно людей или очередной небесной стычки. Также среди богов, как и среди людей, бывают романы и династические браки.
К представителям смертных рас относятся, как правило, наплевательски, не особо заботясь, сколько умрёт. К представителям других рас относятся более чем враждебно и подозрительно. Да что там – пантеоны часто ненавидят друг друга, желая захватить больше территории и верующих, от которым зависит их силы.
7. История происхождения. Прочие сведения.
Идзанаги со своей сестрой Идзанами стояли на небесном парящем мосту и смотрели вниз, спрашивая друг друга, есть ли земли под ними. Чтобы выяснить это, боги опустили сделанное из драгоценного камня копьё и обнаружили океан. Когда они приподняли копьё, вода, которая стекала с него, затвердела и превратилась в остров Оногородзима (сам собой застывший остров).
В начале не существовало ничего, кроме безбрежного океана, по которому плавала Ильматер. Через 700 лет одиночества к ней прилетела орлица и свила гнездо у богини на коленях. Через некоторое время орлица снесла 7 яиц. Ильматер вздрогнула от радости, и яйца выкатились из гнезда и раскололись. Из скорлупы образовалась земля, желтки стали солнцем, белки же превратились в луну и звезды. Но созданная земля была пустой и скучной, и Ильматер создала острова, долины и реки.
С её помощью он совершает ряд подвигов. Эти мифы близки к действиям Геракла в греческой мифологии, однако поступки Мауи более приземлены и сосредоточены в контексте сотворения мира (отвечают признакам демиурга) — он устанавливает порядок следования светил на небосводе, принуждая солнце светить более продолжительное время; поднимает кверху «небесную твердь»; чудодейственным рыболовецким крючком со дна океана вылавливает острова, и самое главное действие — поселяет на них людей.
В алтайской, казахской, хакасской, ногайской, татарской и мифологии других тюркских народов и фольклоре Кудай (Худай), вместе со своим братом Эрликом, создавал сушу и растения, горы, моря, деревья. Он сотворил из глины человека, а Эрлик вдохнул в него душу.
По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Ха́ос (др.-греч. χάος от др.-греч. χαίνω, «раскрываться, разверзаться») в мифологии древних греков — описанная впервые Гесиодом в «Теогонии» персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было (до возникновения упорядоченной Вселенной (космоса) с появлением Геи и Эроса). Согласно Гесиоду, Хаос зародился прежде всего.
В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства: льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.
Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.
Сначала были боги Апсу (пресные воды) и Тиамат (солёные воды). Кроме них ничего. Но однажды воды перемешались и на свет появились старшие боги, после множество мелких богов.
Большинство богов Асгарда – прямые потомки Земли и Неба, либо бога-демиурга/одного из Его творений. Также встречаются обожествлённые смертные и полубоги, которых подняли в статусе.
Вообще, касательно появления богов существуют очень много расхождений. Откуда взялись земные боги более или менее понятно – появился Создатель, потом из Хаоса/бесконечной бездны/Амута/Апсу/Рода/в результате действий высшего бога-демиурга/. А дальше уже сами как-то расплодились, мир заселили. Каждый народ приводит свою версию, перечислять все версии не имеет смысла, к общему решению вряд ли можно будет прийти. В любом случае – все земные боги имеют одно общее начало (за исключением Создателя, да кто же его разберёт ).
Так могуч был Ао, что, возникнув в начале времен из туманного водоворота Хаоса, он уравновесил силы Порядка и Хаоса. Из этого равновесия произошла жизнь: сначала были созданы боги на небесах, потом — смертные в Королевствах.
Скотт Чинчин. “Долина теней”
Если говорить о других богах, то точно ничего сказать нельзя. Скорее всего, они также появились в момент зарождения вселенной или в результате действий другого демиурга. Сказать что-либо определённое можно только в том случае, если подробно разобрать богов определённой вселенной, что, конечно, не так легко.
Абазинский пантеон:
Анцва́ (абх. Анцәа́, абаз. Нчва) — у древних абхазов и абазин верховное Божество, единый Творец всего сущего. Анцва бесконечно множественен в своих проявлениях, он является первоисточником всего сущего, по его воле существуют апааимбары (посланники Анцва). Анцва стоит над миром и человеком, является единственным источником добра и зла на Земле.Пантеон айнов:
Пасе камуй (Котан кара камуй, Мосири кара камуй, Кандо кара камуй) — верховный бог;
Фудзи (Ундзи) — богиня огня;
Чуф-камуй — («бог всех светил»), живущий на Луне;
Синисерангуру — бог, управляющий самым высшим небесным миром;
Синисиранмат — жена Синисерангуру;
Тоикурупуникуру и Тоикурупунимат («тот и та, которые поднимают своё лицо от земли»)- божества растительности;
Пекончикорогуру («тот, кто обладает чашей с водой») — божество воды;
Тай-камуй — божество землетрясений;
Сирикорокамуй — «божественный владетель земель»
Нотиерангуру — «спустившийся со звёзд»
Урараэрангуру — «спустившийся из тумана»;
Нупорикуро-камуй («божество, владеющее горами»; другое его имя — Икоропорогуру, «тот, кто владеет большим богатством»)
Санруверопо-камуй («тот, кто оставляет большие следы»).
Нитатунарабе — богиня болот и трясин, главное злое божество;
Кинасутунгуру («обитающий в траве»), представлялся в образе змеи;
Хонпокикеуш («тот, который роет ямы под горами»), вызывающий камнепады;
Иваоропенерег («тот, который разрушает горы»), представлялся в облике страшной ночной птицы;
Ивабосоингарабе — «тот, который смотрит сквозь горы», замышляя зло людям;
Цуриканда-камуй («очень жестокий», представлялся в облике медведя-людоеда; его другое имя — Нупурикесунгуру, то есть «существо, живущее у подножия гор»);
Иваесангуру («тот, который спустился с гор»);
Иварасамбе («тот, который спускается по траве, растущей на горных склонах»), представлялся в облике животного размером с лису или собаку, с чёрным телом, длинными ушами и двумя длинными зубами, торчащими из пасти;
Иваетистис («тот, кто кричит в горах»), имеющий облик птицы;
Ивакосинпук («горный оборотень»), принимающий различные облики;
Ивахоину («горная куница»);
Ивасарауш («тот, который имеет хвост из скальной травы»);
Иваисепо («горный заяц» огромных размеров);
Икаменашрера — «хозяин» юго-восточного ветра, считался самым опасным из повелителей ветров;
Пикататопоматнеп — «хозяин» западного ветра;
Менашоккайвенъук — «хозяин» восточного ветра;
Шумреравенъук — «хозяин» южного ветра;
Матнаувенъук — «хозяин» северного ветра;
Мотенай — «хозяин» северо-восточного ветра;
Тиукопоиерера или Венрера — «хозяин» вихрей;
Упасруямбевепъук — «хозяин» снегопадов;
Апторуясибевенъук — «хозяин» ливней;
Руясибенитнеп — «хозяин» штормов.Шумеро-аккадский пантеон:
А́дад, А́дду (аккадск.), Ишкур (шумерск.) — в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя.
Адрамелех — ассирийское божество, которому наравне с Молохом приносили человеческие жертвы. Его имя означало «славный царь». Он почитался как бог солнца, покровитель ремесла.
Ану (шум. Ан) — в шумеро-аккадской мифологии — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Наряду с Энлилем и Энки входил в число старейших и самых могущественных богов месопотамского пантеона. Его титул — «отец богов».
А́шшур (А́ссур) (акк. ) — бог войны, бог-воитель, главное божество древних ассирийцев, вошедшее затем в пантеон шумеро-аккадских богов. Один из пяти сыновей Сима.
Баба (или Бау)— древнее шумерское божество, дочь верховного бога Ану. Баба была «госпожой плодородия», чья производящая энергия помогала людям и стадам иметь потомство. Её также ассоциировали с божественной силой исцеления и с потенциалом магических заговоров.
Гату́мдуг (Нгатумду́г) — в шумерской мифологии богиня-покровительница города Лагаш.
Гештинана — малозначительная богиня шумерской мифологии, дочь Энки и Нинхурсаг, сестра Думузи, жена Нингишзиды. Отождествлялась с Азинуой, была писарем и истолкователем снов.
Гибил — в Шумерской мифологии бог огня, сын бога грозы Ишкура и богини плодородия Шалы. В некоторых версиях Энума Элиш о нём говорится, что он был ответственен за поддержание оружия в боевой готовности (заострял копья и стрелы). Иногда как бог очищающего огня именуется Очистителем. Гибил был кузнечных дел мастером и обладал мудростью, которой «ни один бог не мог превысить».
Забаба (Замама) — главный бог Киша (Шумер), сын Энлиля, изображался в виде орла. Являлся богом счастливой войны, витязем богов.
Инанна (аккад. Иштар) — в шумерской мифологии и религии — центральное женское божество. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ану. Заняв место Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д. Инанна считалась дочерью бога Луны Нанна и богини Нингаль — то есть, внучкой Энлиля и правнучкой Ану (хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ану).
Исимуд (Изимуд, иногда Usmû) — малозначительный бог шумерской мифологии, вестник морского бога Энки. Обладал двумя лицами, смотрящими в разных направлениях.
Иштаран — бог-покровитель города Дер в восточной Месопотамии. Ассоциировался с идеей правосудия. Иштаран — божество-свидетель и судья в споре о пограничной области между Уммой и Лагашем.
Каде́ш (Ку́дшу, Кетеш, Кодеш, Кадеш, Кадашу, Кедешет) — имя сирийской богини плодородия, одной из очень распространенных форм Астарты.
Ки или Нинхурсаг (NIN.ḪURSAG - букв. «Владычица лесистой горы») — в шумеро-аккадской мифологии — богиня земли, богиня-мать, супруга бога Энки. Также с Нинхурсаг был первоначально неотъемлемо связан верховный бог неба Ану, и от которой породил бога воздуха — Энлиля, отделившего небо от земли.
Ма́рдук (аккадск. MAR.DUK «сын чистого неба») — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона, верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилона после 2024 г. до н. э. — то есть в наступление «Эры Овна». Сын Эйя (Энки) и Дамкины (Дамгальнуны), супруг Царпаниту (Милитта, Билит), отец Набу, бога писцового искусства.
Набу — в аккадской мифологии бог мудрости, покровитель писцового искусства, писцов и каллиграфов.
Нанайя — одна из шумерских богинь, схожая по характеру с Инанной и обученная ею. Нанайя отличалась особой красотой. Ей молились о придании большей сексуальной привлекательности. Также её просили о поэтическом вдохновении.
Нергал (шумерское имя; первоначально, может быть, Эн-уру-гал, «Владыка обширного жилища», ивр. נֵרְגַל, арам. ܢܹܪܓܵܐܠ) — хтоническое божество шумеро-аккадской мифологии, олицетворявшее разнообразные отрицательные явления. Сын Энлиля. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни. Был богом преисподней («обширного жилища»). Центром его культа был город Куту.
Ниназу — шумерское хтоническое божество, матерью которого была Эрешкигаль. О Ниназу говорится как о боге исцеления. Он же дал человечеству искусство выращивать зерно.
Нингаль (шумер. «Великая госпожа») — шумерская богиня, супруга бога луны Нанны. Одним из занятий этой богини и её жриц было толкование снов. В одном плаче на шумерском языке описывается, как Нингаль безуспешно пыталась с богами помешать разрушению Ура.
Нингишзида — в шумерской мифологии хтоническое божество, сын бога подземного царства Ниназу. Нингишзида был назван «господином стойкого дерева», возможно из-за того, что корни, благодаря которым деревья поддерживают своё существование, растут в подземном царстве. Он сторож злых демонов, сосланных в подземный мир (аккадское заклинание), страж (вместе с Думузи) небесных врат бога Ану (аккадский миф об Адапе).
Нинкаси — малозначимая богиня шумерской мифологии, ответственная за пиво и другие алкогольные напитки.
Нинлиль (шум. «Владычица воздуха») — в шумеро-аккадской мифологии богиня, супруга бога Энлиля.
Нинсун (шумер. «Хозяйка диких коров») — в шумерской мифологии богиня, супруга Лугальбанды, правителя Урука, и мать героя Гильгамеша. В других источниках она также изображается матерью Думузи, возлюбленного Инанны / Иштар. Главное святилище Нинсуны — Эгальмах находилось в Уруке, и она была богиней — покровительницей пастухов и стад.
Нуску — вавилонский бог огня и палящего зноя. Сын и советник Энлиля.
Син или Нанна — в шумеро-аккадской мифологии бог Луны. Нанна является шумерским божеством сыном Энлиль и Нинлиль отожествляемым с семитским божеством Сином.
Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Тиамат изображалась четвероногим чудовищем с крыльями; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший ее Мардук из её тела создаёт небо и землю.
Тишпак — шумерский бог бури, покровитель древнешумерского города Эшнунна, в старовавилонский период культ Тишпака вытеснен культом бога Ниназу.
Царпанит или Сарпанита, Сарпаниту — богиня в аккадской мифологии. Как божественная жена Мардука и мать Набу, Царпанит была выдающейся богиней Вавилона и почиталась в этом городе в одном с ним храме. Под именем Эруа она также была богиней беременности и деторождения.
Ша́маш (от семитского корня Ш-М-Ш — солнце) — бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, обозначавшей: «Владыка дня». Как бог второй части суток (они начинались с вечера), он уступал в значении богу луны Сину и даже назывался иногда его слугой. Однако это не мешало его высокому повсеместному почитанию.
Шара - в шумеро-аккадской мифологии - воскресающий и умирающий бог плодородия, общинный покровитель города Умма. В некоторых текстах называется сыном или возлюбоенным богини Инанны.
Шенирда или Айя — супруга солнечного бога Уту / Шамаша и по ассоциации богиня света. Из-за дающей жизнь солнечной энергии её также ассоциировали с плодородием.
Эа (аккад. Хайя, или по принятому в науке, но неправильному чтению — Эйа; шум. Энки) — в шумеро-аккадской мифологии, один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод (создатель реки Тигр) и подземного мира, культурных изобретений; благосклонно к людям
Эре́шкигаль (дословно «великая подземная госпожа») — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства, известного под названием Иркалла. Старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия, и супруга Нергала — бога подземного царства и палящего солнца.
Эрра — в шумеро-аккадской мифологии бог мора и войны, как разрушительных стихий. Считался сыном Ану. Упоминался как супруг богинь Мами, Мамме, Мамету, иногда — владычицы подземного мира Эрешкигаль. По одному из мифов, Эрра задумал уничтожить людей, забросивших его культ, и принёс в Вавилонию чуму, хаос и разруху. Лишь насытившись бедой, Эрра внял увещаниям Ишума и прекратил погром и даже признал свою вину.Арабский пантеон:
Аллат (араб. اللات) — богиня солнца и неба.
Вадд (араб. ود) — бог Луны и орошения.
Душара (араб. ذو شرى) — покровитель и главное божество набатейцев.
Манат (араб. مناة) — богиня судьбы.
Манаф (араб. مناف) — функции не выяснены, предположительно – громовержец (отожествлялся с Зевсом).
Наср (араб. نسر) — бог-предок, покровитель и владыка оазиса Джуба. Почитался в южноаравийских царствах Саба и Катабан.
Узза (араб. العزى) — богиня планеты Венера.
Хубал (араб. هبل) — бог небес и луны, покровитель Мекки. Считается, что именно ему первоначально была посвящена Кааба, в центре которой раньше стоял идол Хубала .Армянский пантеон:
Аманор (арм. Ամանոր — «Новый Год») — божество, олицетворяющее Новый год (который по древнеармянскому каледарю начинается в августе) и приносящее его первые плоды.
Анаит (арм. Անահիտ), Анахит, Анахита — богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда.
Арамазд (арм. Արամազդ) — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов.
Арев (арм. Արեւ, также Арэв, Арегак, буквально — «Солнце» (в переносном значении — «жизнь») — персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши.
Астхик (Астгик или Астлик) (от арм. «աստղիկ» — звёздочка)— в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин.
Баршамин, (арм. Բարշամին, буквально «Сын неба»), также Баршимниа, Баршам — божество, выступающее противником богов и героев.
Ваагн (арм. Վահագն), также Вахагн — бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии.
Ваэ — бог (диц) Солнца.
Гисанэ (арм. Գիսանե) — умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса.
Грох (арм. Գրող, Grogh — «пишущий», «записывающий») — дух смерти, ипостась духа смерти Огеара . Главной функцией Гроха считался учёт грехов и добрых дел людей. Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.
Лусин (арм. Լուսին, в переводе «Луна») — в армянской мифологии бог Луны.
Михр (арм. Միհր от пехл. Mihr — Митра), также Мгер, Мхер — бог Солнца, небесного света и справедливости. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого человека, борющегося с быком.
Нанэ, (арм. Նանե), также Нане — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Арамазда.
Спандарамет (арм. Սանդարամետ) — бог подземелья и царства мёртвых. Иногда «спандарамет» понималось как само подземелье.
Тарку́ (арм. Տարքու), также Тургу́, Торк — бог плодородия и растительности.
Тарку́ (арм. Տարքու), также Тургу́, Торк — бог плодородия и растительности.
Тир (арм. Տիր) — бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы (открывающий людям будущее в снах). По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство.
Цовинар (арм. Ծովինար,"тцов" — «море»), также (Т)цовян — богиня воды, моря и дождя. Она была огненным существом, которая заставляла идти дождь и град с небес силой своего гнева. Изображается, как молодая женщина с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах.Пантеон ацтеков:
Айаутеотль (аст. Ayauhtéotl) — богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциируется с тщеславием и знаменитостью.
Аколмистли (аст. Acolmiztli) — ацтекский бог Миктлана, подземного мира. Другое имя Аколнауакатль.
Аколнауакатль (аст. Acolnahuacatl) — бог подземного мира, синоним Аколмистли
Акуэкукиотисиуати (аст. Acuecucyoticihuati) — богиня океана, проточной воды и рек. Ипостась богини Чальчиутликуэ.
Амимитль (аст. Amimitl) — бог озёр и рыбаков.
Атлакамани (аст. Atlacamani) — богиня штормов, берущих начало в океане.
Атлакойя (аст. Atlacoya) — богиня засухи.
Атлатонин (аст. Atlatonin) — одно из имён ацтекской богини-матери.
Атлауа (аст. Atlaua) — «Владыка вод», могущественный бог воды. Ассоциируется со стрелой (атлатль). Также является богом-покровителем рыбаков.
Атль (аст. Atl) — ацтекский бог воды.
Ацтлан (Астлан; аст. Aztlan) — «Страна цапель», мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток — страну, находившуюся где-то на северо-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства.
Вицлипуцли (Уицилопочтли) — бог войны.
Иламатекутли (аст. Ilamatecuhtli) — «Старая владычица», в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля, одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль.
Ицлаколиуке (аст. Itzlacoliuhque) — бог обсидианового ножа, одно из воплощений Тескатлипоки
Ицли (аст. Itzli) — бог каменного ножа и жертвоприношений.
Ицпапалотль (аст. Itzpapalotl) — «Обсидиановая бабочка», богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.
Ишкуина (аст. Ixcuina) — «Пожирательница грязи»; богиня похоти, покровительница проституток и изменяющих супругов, одна из ипостасей Тласолтеотль.
Иштлильтон (аст. Ixtlilton) — «Чёрное личико», богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон.
Кетцалькоатль, Кецалькоатль (Тлауицкальпантеку(х)тли, Ээкатль, Се Акатль Топильцин Кецалькоатль) (аст. Quetzalcóatl (Tlahuizcalpantecuhtli, Ehecatl, Ce Ácatl Topiltzin Quetzalcóatl))бог покровитель наук, искусства, именно он научил племена земледелию, играм, песням и танцам. Кецалькоатль — Пернатый змей (украшеный зелеными перьями птицы кецаль). Призывал отказаться от человеческих жертв, вести размеренный и праведный образ жизни. По одной из легенд был прибит морем к берегу, привязанным к доскамили (бревнам), был внешне не похож на местное население светлокож, с красными волосами (возможно русыми, рыжими). Противники Кецалькоатля зло надругались над ним — напоили до беспамятства. Не помня что делает он провел ночь с собственой сестрой, а утром, увидев что натворил, ушел за море но обещал вернуться и устроить суд, воздав каждому по делам его. Он даже называл дату возвращения. Его образ часто ассоциируют с Иисусом. А приехавших в Мексику конкистадоров приняли сперва за его предвестников.
Коатликуэ (аст. Coatlicue) — «Она в платье из змей»; также Коатлантонан, «Наша змеиная мать». Иногда отождествляется с Тетеоиннан («Матерью богов»), богинями Тоси и Сиуакоатль. В мифологии ацтеков богиня земли и огня. В ней одновременно заключено начало и конец жизни.
Койольшауки (аст. Coyolxauhqui) — «Золотые колокольчики». Богиня земли и Луны, владычица над четырьмястами божествами звёзд Уицнауна.
Кочиметль (аст. Cochimetl) — бог коммерции, покровитель торговцев, купцов.
Малинальшочи (аст. Malinalxochi) — в мифологии ацтеков сестра Уицилопочтли; волшебница, имеющая власть над скорпионами, змеями и другими жалящими и кусающими обитателями пустынь.
Метчтли (аст. Metztli (Metztli, Tecuciztécatl, Tecciztecatl)) — «Луна», ацтекское божество луны, ночи и земледельцев, покровитель урожая, иногда отождествляемый с Тескатлипокой, а также с богом Тексистекатлем и с богинями Луны Койольшауки и Йоуалтиситль.
Мештли (аст. Mextli) — ацтекский бог войны и штормов, часто ассоциируемый с Уицилопочтли, либо с богами Мекстли-Тексистекатлем и Мишкоатлем.
Миктлансиуатль (аст. Mictlancihuatl) — супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана.
Миктлантекутли (Миктлантекухтли, Миктланциуатль (аст. Mictecacíhuatl (Mictlancíhuatl)) — «Владыка Миктлана». В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира Миктлан.
Мишкоатль (аст. Mixcóatl) — «Облачный Змей», или Истак Мишкоатль «Белый облачный змей». В мифологии народов Месоамерики — божество Млечного пути, звёзд, особенно Полярной звезды, персонификацией которой он являлся, и туч.
Ометеотль (аст. Ometéotl )- Владыка двойственности. Иногда его изображали с двумя лицами — юноши и черепа (жизнь и смерть, молодость и старость)
Пайналь (аст. Paynal ) — «Торопливый». В мифологии ацтеков посланник Уицилопочтли, который выполнял его обязанности, пока Уицилопочтли находился в загробном царстве.
Патека́тль (исп. Patecatl) — «Он из страны лекарств». В мифологии ацтеков бог исцеления, лекарственных снадобий, плодородия и алкогольного напитка октли (пульке), «владыка корня пульке». Являлся олицетворением трав и корней, необходимых для приготовления октли.
Омакатль (исп. Omacatl) — «Две тростинки». Ацтекский бог праздников и удовольствий. Изображался в виде человека в чёрно-белой раскраске, сидящего на корточках и украшенного бумажной короной и плащом с цветочной каймой; в руках держал жезл.
Шочипилли (аст. Xochipilli) — Бог Цветов Шочипилли, «божество-покровитель священных галлюциногенных растений» и «цветистых снов». «Xochi» или «xochitl» на языке науатль означает «цветок», в то время как «pilli» означает «принц» или «ребенок». Шочипилли — принц цветов, любви, игр, красоты, песен и танцев. Шочипилли — бог измененного состояния сознания, вызванного цветком, но он же — бог измененного состояния сознания, вызванного песней. Шочитль (цветок) порождает куикатль (песня), и наоборот.Пантеон баскаков:
Эгузки — богиня солнца;
Иларгиа, Иласки или Илларгуи — лунная богиня, как и Луна, связанная с культом мёртвых;
Мари — земная богиня
Сугаар, бог и земли и неба, также считающийся змеем.
Орци, также называемый Остом, является и богом неба и грома, часто его сравнивают с Юпитером, Зевсом или Тором.
Злыми духами почитались божество ночи Гуэко, предостерегающее человека от ночных странствий, Иелчу, Ингума, Соргин.Галльский пантеон:
Абноба (лат. Abnoba) — галльская богиня, которой поклонялись в Галлии и Шварцвальде. Она была богиней лесов и рек, и известна приблизительно по девяти эпиграфическим надписям.
Артайус — Артай, в галльской мифологии, галльское божество земледелия.
Беле́н (Belenos, Belinos) — кельтское божество, отождествлявшееся с Аполлоном. Как и Аполлон, он считался богом-врачевателем и особенно почитался как покровитель священных горячих источников.
Эзус или Езус (галльск. «господин» или «хозяин») — бог в кельтской мифологии, известный благодаря двум монументам и строке из Bellum civile Лукана.
Камул (Camulus) — божество войны у древнегалльскоого племени реми, живущего на территории нынешней Бельгии.
Таранис — бог грома в кельтской мифологии.
Тевтат — известный из сочинений Лукана кельтский бог, имя которого созвучно словам teuto, ирл. tuath — «племя» (и лит. tauta «народ»). Описание посвященного ему жертвоприношения совпадает с изображенным на котле из Гундеструпа. В римской Галлии он отождествлялся с Марсом, поскольку обладал, в числе прочего, военным значением, что характерно для такого мифологического типа, как Бог ясного неба у кельтов и германо-скандинавов. Типичным кельтским символом его был кабан.Грузинский пантеон:
Агуна — божество виноградарства и виноделия в Западной Грузии.
Адгилис деда — богиня места.
Амирани (груз. ამირანი) — мифический герой, сын Дали и охотника Дарджела.
Армази (груз. არმაზი) — согласно грузинским источникам, главный бог религии древной Грузии, установленой Фарнавазом I (IV век до н. э.). Громовержец.
Баадури (груз. ბაადური) — герой, сын богов, борец против зла.
Квириа (груз. კვირია) — божество грузинской мифологии. Ему был посвящён праздник ранней весны, включавший в себя восемь отдельных ритуалов. Во время праздника святилище украшали зелёными ветвями, возле построенной из снега башни проводились соревнования между деревнями, пели гимны и устраивали представления, благодаря божество за спасение от стихии. Ему также молились во время засухи или приближения бури.
Очокочи (получеловек-полукозёл) — злое лесное божество, находящееся в постоянном конфликте с охотниками и собирателями, отрицательный персонаж грузинской мифологии.
Тевдоре (груз. თევდორე) — грузинское сельскохозяйственное божество. Первоначально почитался в качестве покровителя земледелия, а позже и лошадей. Под воздействием христианства этот популярный бог был отождествлён со святым Федором.Древнегреческий пантеон:
Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Хронос (Время), Никта/Нюкта/Никата (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь), Антерос (несчастная люовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).
Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман), Лисса (безумие).
Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан, Тавмант, Прометей Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида, Ихтиония. Электра.
Второе поколение титанов: Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена (персонификация луны), Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.
Аид — Владыка подземного царства мёртвых. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена — Персефона (Прозерпина).
Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница,золотая лира.
Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж[2] Афродиты.
Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница.
Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках - щит с изображением головы Медузы Горгоны (Эгида) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы - Ники. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница.
Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани[источник не указан 565 дней], диадема, шар, колесница.
Гермес — рим. Меркурий. покровитель дорог и путников, посланник Зевса, первым научивший людей азбуке, счету и торговле. Так же считается покровителем воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница.
Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.
Зевс — рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец[источник не указан 565 дней], орел, молния, гром, дуб, колесница.
Посейдон — рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.
Ника — крылатая богиня победы
Гименей — бог брака
Ирида — богиня радуги
Апата — богиня обмана
Фобос — божество страха, сын Ареса
Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
Асклепий — бог врачевания
Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
Пан - бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Cпутник Диониса
Отредактировано Михаэль (2014-06-26 23:43:12)